Главная страница


Решив приобрести себе щенка, Вы после долгих раздумий остановили свой выбор. Однако то, какой, в конечном счете,

станет Ваша собака, когда вырастет, зависит от того, насколько правильно она будет воспитана своим владельцем.

При дрессировке собаки лучше использовать игру, он не поймет агрессивного или жесткого метода дрессировки.
Только в одном случае вы можете прибегнуть к наказанию - при выработке запретительной команды.
Во всех остальных случаях достаточно вовремя поощрить собаку за удачную попытку или проигнорировать,
если вы недовольны выполнением команды.

Все что от вас требуется это быть изобретательным в ваших ежедневных прогулках. Такие упражнения как
поиск спрятанных игрушек, лакомств, людей, немного послушания, например хождение, рядом, основные
команды, выдержка и прочие действие, которым вы хотите научить вашего питомца, должны практиковаться
регулярно в течение непродолжительного времени в течение дня.

Физические нагрузки

В возрасте до одного года скелет собаки очень хрупкий и нестабильный. Все нагрузки и дрессировка должна
быть в виде игры и не более 5-15 минут по продолжительности. В этот период щенок очень восприимчив к обучению, и
в то же время он не способен концентрироваться на упражнении более чем несколько минут подряд.
Поэтому очень важно, чтобы все члены семьи договорились, как обходиться со щенком, что ему можно или нельзя делать.

В возрасте до одного года скелет собаки очень хрупкий и нестабильный. Все нагрузки и дрессировка должна
быть в виде игры и не более 5-15 минут по продолжительности. В этот период щенок очень восприимчив к обучению, и
в то же время он не способен концентрироваться на упражнении более чем несколько минут подряд.
Поэтому очень важно, чтобы все члены семьи договорились, как обходиться со щенком, что ему можно или нельзя делать.

Никогда не тяните что-либо из пасти щенка, а спокойно, то твердо, нажимая на верхнюю челюсть одной рукой,
примите предмет другой, приговаривая "Дай" или "Спасибо", имитируя тем самым, что щенок что-то принес и отдал
вам. Обязательно похвалите щенка, если он отдал вам предмет.

Избегайте лестниц первые 8-10 месяцев. Особенно будьте внимательны и осторожны в период бурного роста
организма в возрасте 4-8 месяцев. Избегайте равномерных длительных прогулок, т.е. когда щенок должен
продолжительное время идти или бежать (за велосипедом) в одном темпе, а также перепрыгивания высоких или
широких препятствий, так как все это ведет к неправильному росту и формированию суставов.

Избегайте игр на скользком покрытии, а также игру в перетягивание и прочие, очень интенсивные и силовые
упражнения, которые возбуждают собаку.

Более продолжительные и сильные нагрузки не должны иметь место, пока собака не достигнет полутора или
двух лет, в зависимости от зрелости.

Взаимоотношения

Очень важно помнить, что ваша собака еще только замечательный подращенный щенок, которого вы
привезли домой в возрасте 7-8 недель, но через 10 месяцев он вырастет и разовьется как в размере, так и в
поведении и привычках. Собаки очень изобретательны в привычках, т.е. ваш щенок, воспримет все хорошее
или плохое от вас, так же как и приобретет что-то самостоятельно, и не замеченные или не измененные вами
привычки он запомнит навсегда. Поэтому очень важно понимать, что не замеченная или проигнорированная
вами привычка воспримется щенком как желаемое поведение. Если на какое-нибудь действие щенка вы
повернулись к нему спиной, это тоже расценивается как одобрение. Вы несете ответственность за поведение
вашей собаки и всегда должны оставаться лидером. Подумайте о том, что вам должно быть комфортно, жить
вместе, так же как и окружающим.
Успех обучения зависит от скорости обмена информацией между дрессировщиком и собакой. Быстрое,
своевременное чередование положительных и отрицательных объясняющих воздействий позволяет опытному
воспитателю без каких-либо дополнительных слов объяснить собаке предъявляемые к ней требования. В целом,
общение с собакой с помощью специальных сигналов напоминает известную детскую игру, в которой употребляются
слова: "Тепло", "Теплее", "Еще теплее", "Горячо"; "Холодно", "Холоднее", и т.п. В качестве направляющих
используются любые эмоционально-окрашенные слова, настраивающие собаку на действия, активизирующие ее на
взаимодействие с дрессировщиком, Например, "Работай!", "Давай, давай, давай" и т.п., а также полукоманды
типа "Иди сюда", "Вот сюда", Садись", "Ложись", "Вставай" и т.п. Эти сигналы не должны означать для собаки обязательного
выполнения какого-либо навыка, в соответствии с нормативом, они лишь выполняют вспомогательную роль на стадии
обучения, и в дальнейшем используются при повседневном общении с собакой. Объясняющие слова, используемые
при обучении, бывают нескольких типов и в зависимости от их функционального назначения имеют различную
смысловую нагрузку.

Если вы будете терпеливо, последовательно и правильно сочетать слова с "немым языком", и он будет
достаточно красноречив, то ваша собака день ото дня будет знать все больше и больше слов. Ей станут, знакомы
многие ситуации из вашей совместной жизни, более понятны ваши требования, причем при формировании и отработке
каждого нового навыка этот "язык" (жестов, интонаций, объясняющих слов, команд и т.д.) будет обогащаться новыми
элементами. Вы, в свою очередь, наблюдая за собакой, пытаясь понять ее устремления, тоже увидите много того в ее
поведении, чего раньше просто не замечали. В результате взаимопонимание между вами и собакой будет улучшаться.

Воспитание и начальная дрессировка щенка в возрасте 1-3 месяцев

В этот период щенка приучаются к хозяину и членам его семьи, кормлению, своему месту, чистке и мытью,
чистоплотности, кличке, шлейке и поводку, подходу к хозяину (команда "Ко мне"), отходу от хозяина (команда
"Гуляй"), прекращению нежелательных действий (команда "Фу"), играм с хозяином и сверстниками, раздражителями
внешней среды (прогулки).

У щенков этого возраста легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо
деятельностью, и трудно вырабатываются навыки на основе тормозных реакций. Для выработки необходимых навыков
широко используют корм (лакомство).

К хозяину и членам его семьи щенок привыкает в процессе постоянного общения с ними. Если к щенку
относятся заботливо, доброжелательно, не допускают каких-либо действий, вызывающих боль или пугливость, то
между ним и окружающими людьми устанавливаются и укрепляются хорошие взаимоотношения, которые среди
собаководов принято называть хорошим контактом. Важно, чтобы наиболее прочно контакт устанавливался между
щенком и его хозяином. Это залог успешного воспитания щенка и эффективной начальной его дрессировки. Поэтому
основную работу по содержанию щенка должен выполнять его хозяин, а остальные члены семьи могут привлекаться к
уходу за щенком лишь в случаях крайней необходимости (болезнь хозяина и др.).

Если маленькие питомец при вашем появлении подбегает и ласкается к вам, нередко подпрыгивает и беззлобно
лает, сопровождает вас по квартире или во дворе, стремится затеять игру, а в случае вашего ухода проявляет
беспокойство, нередко ищет вас, иногда скулит, ожидает возле дверей, значит, контакт установлен.

Регулярный прием корма и воды - жизненно важная потребность - не требует специального приучения. К тому
же ко дню отъема щенка от матери и передачи другому владельцу он бывает хорошо приучен к разнообразному корму.
Важно щенка поить и кормить регулярно, в одно и то же время и соблюдать полноценность суточного рациона, следуя
научно обоснованным рекомендациям.

Как недокорм, так и перекорм щенка недопустимы. В первом случае он приведет к отставанию в росте и
развитии, а во втором - нарушит нормальный процесс пищеварения, ухудшит аппетит, спровоцирует ожирение.

Приучение к своему месту

К своему месту щенка начинают приучать с первых дней появления его в доме. Это место, на
котором должен иметься коврик (половичок), предназначено для отдыха щенка, а также
для временного его размещения в случаях, когда щенок мешает людям (уборка помещения, прием пищи и др.).

Каждый раз, когда щенок, насытившись или наигравшись, начнет укладываться где-либо на отдых, возьмите
его на руки, отнесите к месту отдыха и после команды "Место" положите на коврик, повторите команду "Место" и
погладьте. В первое время щенок, как правило, попытается подняться и убежать. В таком случае, удерживая щенка на
подстилке, повторите команду "Место", погладьте его и, как только он успокоится, поощрите его восклицанием
"Хорошо", поглаживанием и лакомством, затем отойдите. Если щенок уснет, на этом упражнение закончите, если же он
вскоре покинет свое место и попытается улечься где-либо в другом месте, упреждение следует повторить. В течение
дня упражнение повторяйте 3-4 раза.

По такой методике приучайте щенка уходить по команде "Место" в случаях, если он во время приема людьми
пищи будет попрошайничать или во время уборки квартиры станет гоняться за веником, пылесосом и др.

Учтите, щенка сравнительно легки, приучить к выполнению команды "Место", когда он сыт или устал, и
значительно труднее, когда он возбужден запахом пищи у стола или движущимся по полу веником или пылесосом. В
первом случае навыки легко вырабатываются уже у молодых, 1-2-месячных щенков, а во втором - у щенков, достигших
3-4-месячного возраста и старше.

Приучение к кличке

Постарайтесь на первых порах придумать щенку кличку, которая будет короткой и звучной. Ее нужно произносить всегда ласково.

К кличке щенок привыкает быстро, в течение трех-четырех дней. Кличку произносят, когда обращаются к
щенку во время ухода, кормления, воспитания, начальной дрессировки, словом, повседневно и ежечасно. Поэтому
отнеситесь к выбору клички с полным вниманием и серьезностью.

Кличка должна соответствовать полу щенка и быть короткой, простой, легко произносимой и благозвучной.
Нельзя присваивать клички с использованием человеческих имен, воинских званий, наименований государств,
национальностей, названий городов и тем более святынь. Хорошо, если кличка вызывает в собаке симпатию, и
недопустимы клички, порочащие животное. По нашему мнению, ничем не оправдано распространившееся в последние
годы увлечение кличками иностранного происхождения, особенно сложными, труднопроизносимыми.

Во многих клубах служебного собаководства первые буквы кличек собак устанавливаются по алфавиту в
зависимости от года их рождения. Поэтому поинтересуйтесь в клубе, какая первая буква соответствует году рождения
вашего щенка, и с учетом этого подбирайте кличку.

Для приучения щенка к кличке периодически в течение дня четко и достаточно громко произносите ее и, как
только щенок обратит на это внимание, немедленно поощрите его поглаживанием и лакомством, повторяя кличку.
Кроме того, используйте кличку при каждом кормлении. Перед кормлением возьмите кормушку с кормом, произнесите
кличку и после реакции щенка немедленно поставьте кормушку на место и покормите его. Во время кормления
повторите кличку 1-2 раза.

Особенно важно выработать у щенка способность немедленно реагировать на кличку, когда он чем-либо
отвлекся, например игрушками, глоданием кости, наблюдением за птицей и др. Для этого перед каждым кормлением
щенка дождитесь и, когда он обратит на это внимание, поставьте кормушку с кормом и накормите его. Не забудьте
повторить кличку во время кормления 1-2 раза.

После того, как щенок станет реагировать на свою кличку, для закрепления выработанного навыка, ежедневно
поощряйте щенка поглаживанием и лакомством всякий раз, когда он будет обращать внимание на произнесенную вами
кличку, но постепенно сокращайте число поощрений. В дальнейшем к поощрению, особенно лакомством, прибегайте
изредка, как правило, в том случае, если щенок перестанет четко и безотказно реагировать на свою кличку.

Приучение к поводку

К шлейке и поводку приучайте щенка с 2-2,5-месячного возраста. Подберите соответствующую шлейку и подгоните ее
к щенку так, чтобы она на нем не болталась и в то же время не затрудняла его движений. После этого осторожно, но
достаточно быстро наденьте на щенка шлейку. Если щенок беспокоится и пытается освободиться от нее, успокойте
малыша поглаживанием, отвлеките его игрой, короткой пробежкой. Если это не поможет и щенок по-прежнему будет
сильно беспокоиться, снимите шлейку и предоставьте ему возможность побыть в свободном состоянии, побегать, а
затем снова наденьте шлейку. В течение дня упражнение повторите 3-4 раза.

Когда щенок станет спокойно вести себя с надетой на него шлейкой, во время прогулки быстро и по
возможности, незаметно для щенка пристегните к шлейке короткий легкий поводок (из тесьмы, тонкой веревки) и
опустите его на землю. После 3-5-минутной прогулки возьмите поводок в левую руку и, слегка натянув его,
продолжите прогулку. Каждый раз, когда щенок будет сильно тянуть поводок, ослабляйте его натяжение и
продолжайте прогулку. В течение дня упражнение повторите 4-5 раз. Поводок предназначен для удержания щенка и
управления им во время выгула и прогулок. В дальнейшем он применяется также при выработке навыков на различные
команды ("Сидеть", "Лежать" и др.). Нужно, чтобы он вызывал у щенка только благожелательное отношение.

Обычно так и бывает. Стоит вам только взять поводок, как щенок начнет вокруг вас бегать, подпрыгивать и
проявлять другие признаки радости. Поэтому не правы те, кто использует поводок для наказания щенка, благо он
всегда под рукой. Для наказания щенка надо пользоваться прутиком и прибегать к нему в случаях крайней
необходимости, когда другие меры воспитания не достигают поставленной вами цели. Если же вы начнете стегать
щенка поводком, пусть даже слегка, он станет его бояться. При систематическом злоупотреблении поводком щенки
начинают убегать и прятаться от хозяев каждый раз, как только они берут поводок в руки.

В то же время нельзя превращать поводок в игрушку, как это нередко делают многие собаководы.
Недопустимо, чтобы щенок во время прогулки, играя с поводком, грыз его и тянул к себе. В таком случае поводок
теряет свое предназначение как инструмент, дисциплинирующий щенка, особенно на прогулках.

При соблюдении правильной методики щенок быстро привыкает к шлейке и поводку.

Приучение к команде "Ко мне"

Подходить к хозяину по команде "Ко мне" щенка приучают, возможно, раньше, сразу же после установления с ним
хорошего контакта и приучения его к месту и кличке.

Этот навык имеет для владельца щенка и взрослой собаки огромное значение, и к его выработке следует
отнестись с особым вниманием. Поясним на примере.

Во время прогулки со щенком без поводка, как бы вы внимательно не следили за ним, он будет периодически
теряться из вашего поля зрения. Особенно часто это происходит в местах, покрытых густым кустарником, или при
наличии разрушенных строений. Обычно щенок следит за вами и далеко не удаляется. Но вот он нашел выброшенную
кость, рыбью голову, жука и др. и так ими увлекся, что весь окружающий мир, в том числе и вы, перестал для него
существовать. Проходит некоторое время, начинает темнеть, а ваш четвероногий любимец как сквозь землю
провалился. Вы настойчиво ищете щенка, неоднократно повторяете его клику, но все безрезультатно. Тревога и досада
одолевают вас, вы расширяете круг поиска, но все напрасно. А ваш щенок в это время лежит недалеко от вас, где-либо
под густым кустом или поваленным забором, и не в силах оторваться от поглотившего все его внимание предмета.
Наконец щенок найден или сам выйдет из своего укрытия, и словесный укор, а то и удар со стороны вконец
разозлившегося владельца обрушивается на него.

Вот почему нужно добиваться, чтобы щенок, куда бы он от вас не запропастился, чем бы он ни отвлекся, по
команде "Ко мне" немедленно подбегал к вам. Именно подбегал, выполнял команду в темпе, энергично. Конечно, сразу
этого достигнуть нельзя, особенно от молодого животного. Ведь щенку, которого командой "Ко мне" заставляют
отказаться от кости или ползущего жука и идти к хозяину, приходится преодолевать могучие инстинкты. Поэтому на
первых порах достаточно, если щенок по команде "Ко мне", нередко повторной, оставит свое увлечение и пусть
медленно, но направится к хозяину. Часто он это будет делать медленно, явно неохотно, но постепенно, после
многократных упражнений и увеличения возраста, станет подходить к хозяину быстрее

Не стремитесь форсировать выполнение команды "Ко мне" и предъявлять к щенку непосильные требования.
Ведь вам уже известно, что сильный раздражитель, например появившаяся возле собаки кошка или выстрел, способен
вызвать в коре больших полушарий головного мозга обширный очаг возбуждения, который может распространяться на
другие участки мозга и затормозить проявление условных рефлексов. Таким сильным раздражителем является для
щенка и найденная кость или ползущий жук.

Для выработки четко выраженного, устойчивого навыка на команду "Ко мне" от вас потребуются терпение,
настойчивость и упорство. Щенок, а впоследствии и выросшая из него взрослая собака, не овладевшие данным
навыком, принесут вам много хлопот, неприятностей, а порой и отчаяние. Недостаточно выученные собаки будут часто
во время прогулок теряться, а могут потеряться и навсегда. Особенно велика такая угроза в сезон течки у сук, так как
сдерживание проявлений половых инстинктов у собак со стороны человека, в том числе и хозяина, весьма затруднительно.

Добиться от собаки безотказности и четкости выполнения команды "Ко мне" можно в том случае, если эта
команда будет восприниматься как сигнал последующего поощрения, сопровождаемого приятными ощущениями
(игра, восклицание "Хорошо", лакомство). Поэтому вначале приучайте щенка выполнять команду "Ко мне", с помощью
корма (лакомства).

Приступая к кормлению, возьмите кормушку с кормом, произнесите кличку и, как только щенок обратит
внимание, подайте команду "Ко мне", и когда он подбежит, поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и
дачей корма. Так поступайте перед началом каждого кормления. При первых упражнениях подзывайте к себе щенка,
находящегося с вами в одной комнате и наблюдающего за вами, а в дальнейшем делайте это, когда он будет находиться
в другой комнате, в коридоре или будет чем-либо занят (игрушкой и др.). Тем самым вы последуете принципу от
простого - к сложному.

После 4-5 дней занятий приступайте к отработке команды "Ко мне" с выходом со щенком из дома. Когда щенок
во время прогулки удалится от вас на 7-8 шагов, произнесите кличку щенка и, лишь он обратит на это внимание,
подайте команду "Ко мне". Как только щенок к вам подбежит или подойдет, поощрите его восклицанием "Хорошо",
поглаживанием и лакомством. В течение одной прогулки упражнение повторите 4-5 раз.

Нередко, особенно в первые дни занятий, щенок на свою кличку и команду "Ко мне" может не реагировать. В
таком случае повторите кличку более громко и, когда щенок обратит внимание, - более громко и в более
повелительном тоне подайте команду "Ко мне", но ни в коем случае не выкрикивайте. Затем покажите щенку в своей
руке лакомство, и если это на щенка не подействует, то, назвав кличку, немного отбегите в сторону или низко
присядьте. Как правило, такое действие вызовет у щенка повышенный интерес и он к вам подбежит. Немедленно
поощрите его восклицанием "Хорошо", оглаживанием и лакомством. Используйте отбегание в сторону и приседание
также в том случае, если щенок по команде "Ко мне" будет к вам подходить, но в замедленном темпе.

Встречаются щенки, которые, несмотря на все ваши старания, будут плохо выполнять команду "Ко мне" или
вовсе отказываться от ее выполнения. В таком случае прибегать к методу принуждения, хотя этот метод для щенков
нежелателен. Использовать его следует весьма осторожно и лишь для более взрослых щенков. Возьмите щенка на
длинный поводок и, когда он от вас удалится, произнесите кличку и подайте команду "Ко мне", вслед, за чем
осторожным периодическим натяжением поводка медленно подтягивайте щенка к себе, повторяя команду 2-3 раза.
Стремитесь не причинять щенку какой-либо боли. Как только щенок к вам приблизится, поощрите его восклицанием
"Хорошо", поглаживанием и лакомством.

Повторяя упражнения, как в квартире, так и вне - нее, постепенно усложняйте дрессировку. Периодически
подавайте команду "Ко мне" без предварительного привлечения к себе внимания щенка произнесением клички.
Подавайте эту команду, когда щенок чем-либо увлекся и скрылся от вас. Постепенно увеличивайте расстояние между
вами и щенком в момент подачи команды "Ко мне". Но не злоупотребляйте усложнениями, непосильными для щенка.
Помните, что подходы должны повышаться постепенно, по мере выработки первоначальных навыков и увеличения
возраста щенка.

Приучение к команде " Гуляй "

К отходу от хозяина по команде "Гуляй" щенка приучают после того, как он приучен выполнять команду "Ко мне".
Во время прогулки отстегните поводок, подайте команду "Гуляй" и небольшой пробежкой увлеките за собой
щенка так, чтобы он выбежал вперед. После того как щенок немного погуляет, подвозите его к себе и поощрите
поглаживанием и лакомством. В дальнейшем, подав команду "Гуляй", сокращайте пробежку, а в последующем
посылайте щенка вперед (упражнение повторяй те 4-5 раз).

По мере выработки первоначальных навыков упражнение усложняйте. Посылайте щенка гулять все дальше от
себя, увеличивайте пребывание щенка в свободном состоянии, но не злоупотребляйте усложнениями.

Приучение к команде " Фу "

К прекращению нежелательных действий по команде "Фу" щенка приучают осторожно, чтобы не затормаживать его
активность, естественное стремление побегать, порезвиться и поиграть. Помните, что до 2,5-3-месячного возраста у
щенка легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью, например на команду
"Ко мне", "Гуляй", но еще трудно вырабатываются тормозные реакции. Поэтому в возрасте 1-3 месяца прибегать для
прекращения нежелательных действий к механическим воздействиям (удары прутиком и др.) недопустимо. Основным
методом отучения щенка от дурных поступков должен стать метод отвлечения щенка от нежелательных действий,
переключения его внимания и деятельность на другое занятие. Например, если щенок, увлекшись игрой, схватит
зубами тапочку или штору, нужно немедленно отвлечь его от этого, назвав его кличку и бросив на пол любимую
игрушку. Как правило, щенок оставит тапочку или штору и бросится за движущейся игрушкой. Для отвлечения щенка
от нежелательных действий можно также произнести его кличку, подать команду "Ко мне" и для повышения
заинтересованность показать в руке лакомство. Как только щенок к вам подбежит, поиграйте с ним 15-20 секунд, затем
поощрите лакомством. Делать это следует не ранее, чем ваш питомец бросит тапочку или штору и подбежит к вам. В
противном случае, щенок "подумает", что поощрен за игру шторой или тапочкой.

Такими методами следует отучать щенка и от других нежелательных действий. Прибегать к наказанию щенков
в возрасте 1-3 месяцев нельзя. Исключением из этого правила могут стать лишь случаи, когда неоднократные попытки
отвлечения щенка от нежелательных действий остаются безрезультатными. Тогда в порядке исключения следует
нанести щенку по спине легкий удар прутиком и одновременно подать запрещающую команду "Фу". Такие действия
нужно производить сразу же, как только щенок попытается совершить нежелательный поступок, или в начале его и
только со щенками 2,5-3-месячного возраста.

Игры с хозяином

К играм с хозяином щенка приучают через несколько дней после того, как он привыкнет к окружающей обстановке и к
своему хозяину. Для игры используются игрушки, периодически бросаемые на пол или на землю, короткие пробежки,
игра в прятки и др. Игры с хозяином должны в возможно большей степени компенсировать игры с однопометниками, с
которыми он разлучен. По возможности старайтесь имитировать действия других щенков во время игры.
Опрокидывание щенка на спину, кувыркание и др. Но все это надо делать осторожно, не причиняя щенку боли, и
непродолжительное время. Очень полезно периодически имитировать во время борьбы победу щенка над хозяином.
Это будет способствовать выработке смелости, настойчивости, инициативы.

Могут играть со щенком и другие члены семьи, в том числе и дети, но тоже осторожно и непродолжительное
время, чтобы не переутомлять щенка. Нельзя превращать щенка в живую игрушку, что особенно часто наблюдается,
когда к играм допускаются дети. В таком случае неизбежно сильное переутомление щенка и ухудшение аппетита.
Основным партнером в играх со щенком должен быть его хозяин, что способствует выработке между ними хорошего контакта.

Игры со сверстниками

К играм щенка со сверстниками прибегают при наличии такой возможности. Это очень полезное многоплановое

упражнение, как для физического развития, так и для воспитания щенка. Никакие другие игры не могут в полной мере
заменить игры со сверстниками. Непременными условиями здесь должны быть здоровье щенков, приблизительно
одинаковый их возраст и физическое развитие, проведение таких игр под вашим наблюдением.

Регулируйте продолжительность игр, увеличивая ее постепенно. Следите за тем, чтобы на участках, где играют
щенки, не было режущих и колющих предметов. После каждой игры отводите щенка в будку при содержании во дворе
или к месту отдыха при содержании в квартире и по команде "Место" укладывайте его на отдых.

К ознакомлению с раздражителями внешней среды (прогулкам) щенка приучают после того, как он привык к
хозяину и между ним и владельцем установился хороший контакт.

Прогулки с 1-3-месячными щенками

Гулять с 1-3-месячными щенками нужно очень осторожно: по физическому развитию и состоянию нервной высшей
деятельности (ВНД) они еще недостаточно сформировались и окрепли и повышенные нагрузки для них непосильны.

Не забывайте, что прогулки предназначены не только для физического развития и укрепления здоровья щенка,
что, конечно, очень важно, но и для приобретения жизненного опыта, приспособления к постоянно изменяющимся
условиям внешней среды, выработки нормальной реакции на различные, в том числе и сильные, внешние раздражители
(посторонние люди, животные, транспортные средства и др.). Поэтому во время прогулки со щенком на шлейке и
поводке периодически останавливайтесь, предоставляйте ему возможность ознакомиться с встречаемыми на маршруте
предметами, обнюхать их и др.

Каждый раз, когда щенок чего-либо испугается, успокойте его поглаживанием, отвлеките от этого объекта,
прогуляйте и снова подведите, чтобы он убедился в отсутствие какой-либо опасности. Для отвлечения и успокоения
периодически используйте лакомство.

В спокойных местах, где щенку ничто не угрожает, отстегивайте поводок и предоставляйте ему возможность
походить и побегать на свободе. Свобода, пусть даже кратковременная, способствует выработке у щенка инициативы в
ознакомлении с окружающими предметами и их запахами, их дифференцировании (распознавании, различения),
способности спокойного правильного реагирования на различные раздражители, уклоняться от опасности и др. В то же
время не ослабляйте своего внимания к щенку и окружающей обстановке, своевременно берите щенка на поводок, если
появится автомашина и другая опасность.

Не переутомляйте щенка длительными, непосильными для него прогулками, не доводите до такого состояния,
когда щенок станет безучастным, незаинтересованным в ознакомлении с окружающими предметами. Особенно сл
едите, чтобы щенок не выходил из вашего поля зрения, так как в любой момент может потребоваться ваша помощь

Лидер стаи. Проблемы дрессировки собаки, склонной к доминированию

Какой бы ни была порода вашей собаки, она собака, и потому имеет те же самые инстинкты научения и
поведения, как ее дикие родственники. В дикой природе собаки живут стаями. Они взаимодействуют друг с
другом, координируя свои действия и поведение, добывая пищу, защищаясь или выращивая потомство. Такая
кооперация в стае помогает каждому ее члену остаться в живых. Как правило, стая состоит из лидера и
подчиненных ему членов стаи. Лидером стаи бывает наиболее физически развитое, нахальное и уверенное в
себе животное. Остальные члены стаи находятся в разной степени подчинения относительно друг друга. Но
каждое животное занимает свое место в стае.

Для приобретенного вами щенка ваша семья - его новая стая. Фактически - вторая стая. Его первой стаей была
мать, братья и сестры, где он узнал основы поведения, необходимые для выживания. В этой первой стае лидером была
его мать. Но каждый щенок занимал свое место в иерархической структуре. Самый большой, самый драчливый и
самый громкоголосый щенок тот, кто чаще рычит и кусается, он обычно становится "главным щенком". Более
покорный щенок, тот, кто меньше кусается и рычит, занимает более низкий ранг в семье. Место каждого щенка обычно
определяется тем, насколько он нахален (упрям) или покорен.

Когда у вас появляется щенок, он инстинктивно начинает искать свое место в новой стае. Пожалуй, никто не
уверен в том, что щенки думают, будто они человеческие дети, или, что люди - собаки. Но есть мнение, что щенки
думают, что люди и они - одно и тоже. Если ему все будет позволяться, он, конечно, постарается занять место лидера
стаи и к моменту взросления, от 18 месяцев до двух лет, почувствует себя им. В такой ситуации вам будет чрезвычайно
трудно дрессировать свою собаку. Она будет сопротивляться обучению самыми разными способами - от упрямства и
рычания до нанесения покусов. Намного проще убедить щенка или молодую собаку, что вы являетесь его лидером, до
того момента, как она станет физически сильнее вас.

Проблемы, которые могут возникнуть с вашей собакой, в значительной степени определяются двумя
факторами: (1) насколько она доминантна и (2) насколько вы настойчивы и упрямы. Если вы настойчивый человек, а
ваша собака покорна характером, у вас не возникнет проблем в дрессировке. Если вы имеете склонную к
доминированию собаку, а сами непоследовательны, чрезвычайно снисходительны и не требовательны к дисциплине,
вам будет трудно убедить свою собаку в том, что вы лидер стаи.

Из опыта обучения собак для других людей оказалось, что все собаки понимают меня как своего лидера. Это
потому, что во время обучения дрессировщик вел себя именно как лидер - когда
надо, хвалил их и ругал, если это было необходимо.

Чтобы утвердить свое доминирование, вам не нужно обращаться с собакой жестоко. Если вы будете бить или
пинать свою собаку, она, конечно, поймет, что вы более сильны и более доминантны, чем она, но она также научится
бояться и не доверять вам. Твердость и настойчивость, объединенные с непротиворечивостью (последовательностью)
вот что важно в установлении лидерства. Собачьи лидеры всегда последовательны и, даже если им плохо или они
очень больны, они всегда будут отстаивать свои позиции руководителя. Члены стаи всегда знают, что можно ожидать
от своего лидера. Любое несоответствие вашего поведения вашему рангу рассматривается собакой как слабость вашей
позиции, и она снова начнет проверять вас как лидера.

Однако послушное обучение основывается не только на вашем доминировании. Лидер собачьей стаи не только
требователен к своим "подчиненным". Он может играть с субдоминантами, ухаживать за ними, защищать их и
взаимодействовать с ними. Поэтому и для вашей собаки очень важна ваша похвала. Убедив его однажды, что он
должен повиноваться вам, вы также должны показать ему, что вы любите его, что его послушное поведение вам
приятно. Похвала укрепляет хорошее поведение и является существенной (необходимой) частью успешного обучения собаки.

При правильном воспитании ваша собака не будет сама стремиться стать лидером вашей стаи. Она будет
любить, и уважать вас как лидера. Ей будет ясна ее роль и место в стае, и она легко примет ваше руководство и обучение.

Больше чем что-либо еще именно обучение (дрессировка) служит для того, чтобы усилить связь между вами и
вашей собакой. Это произойдет потому, что собака намного более счастлива и чувствует себя в большей безопасности,
когда она воспитывается как собака, а не как человек. Чаше всего осложнения, возникающие между человеком и
собакой, связаны с тем, что владелец относится к собаке с человеческой точки зрения.

Надо добиваться непременного выполнения поставленной задачи, иначе собака решит, что выполнять ту или
иную команду вовсе не обязательно. Простейший пример: дрессировщик зовет собаку к себе. Собака не идет по первой
команде, не подходит и по второй, благодушный дрессировщик махнет на нее рукой: пусть погуляет. Это грубейшая
ошибка. Следует запомнить: если команда отдана, она должна быть обязательно выполнена. Иногда дома собака
резвится и мешает людям. Ей командуют: Место! Собака утихомиривается и садится в стороне, но не на своем месте.
На этом дрессировщик успокаивается, а ведь он снова допустил ошибку: он должен был добиться, чтобы собака
отправилась именно на место и легла там.

Точность, если угодно, пунктуальность человека - непременное условие качественной дрессировки.
Больше всего это относится к командам, отдаваемым дрессировщиком. Если человек сегодня командует собаке "Лежать!",
завтра "Лежи!", то можно быть уверенным, что собака ни одну из этих команд не выполнит точно.
Самые главные качества дрессировщика - это трудолюбие и терпеливость. Десять, пятнадцать, двадцать раз
приходится иногда повторять одно и то же, чтобы добиться от собаки желаемого действия

Необходима последовательность в дрессировке, движение от простого к сложному, от уже использованного к
тому, что применяет усвоенное. Прежде чем учить собаку ложиться на улице, ее нужно научить это делать дома.
Дрессировщику необходимо быть справедливым. Каждый проступок собаки должен вызывать ответную
реакцию дрессировщика. Если собака допустила какое-то действие, зная, что за этим должно последовать наказание,
она должна быть наказана. Но что она наказана в соответствии с этим проступком, а не просто наказана. Каждому
проступку должна соответствовать своя мера наказания. Выбор здесь у дрессировщика чрезвычайно широк от
осуждающего 'слова до резкого действия. Человек может гол сом осудить собаку, натянуть поводок, дернуть им,
хлестнуть собаку прутиком, плеткой, использовать действие парфорса и т. д. С другой стороны, каждое правильное
действие собаки должно вызывать соответствующее поощряющее действие дрессировщика. Здесь выбор средств тоже
велик от одобряющего слова до угощения лакомством. Вовремя погладить собаку, ласково потрепать ей шерсть и т. п. -
прекрасные средства закрепления результатов дрессировки.
Дрессировщик должен быть строгим. Нельзя прощать собаке проступки или нежелательные действия. Одно или два
таких прощения, одно или два позволения не выполнить задание - и дальнейшая работа с собакой в значительной
степени усложнится.

В процессе воспитания щенка его непременно важно приучить к чистоплотности, отнюдь не наказывая за
провинности, а всегда после сна, приема пищи или игры быстро выносить на улицу для отправления естественных
надобностей. С приемом пищи лучше всего связать обучение команде "Ко мне!". Приготовив еду, следует ласково
повторять команду "Ко мне!", сопровождая ее кличкой, и, когда щенок подойдет, предложить ему его миску.
Собственную кличку, а также команды Место! и Ко мне! в домашних условиях щенок должен хорошо усвоить к 2 - 2,5-месячному возрасту.

Воспитание и начальная дрессировка щенка в возрасте 5 мес.
(приучение к командам "Сидеть!", "Лежать!", "Рядом!")

Во время прогулки не следует позволять посторонним дразнить или ласкать щенка. При себе на прогулке надо всегда
иметь лакомство (сушки, сухари, печенье), поощряя щенка в случае выполнения им любого приказания, особенно
команды "Ко мне!", Подошедшего щенка нужно угостить лакомством и немедленно разрешить продолжить беготню
командой "Гуляй!". Не надо звать щенка командой Ко мне! при окончании прогулки и возвращении домой - с этой
командой у щенка не должно быть связано ничего отрицательного. При необходимости закончить прогулку или
отвлечь щенка от каких-либо нежелательных действий следует присесть и сделать вид, что вы разглядываете что-то на
земле. Щенок в большинстве случаев, увидев это, подбежит. Тут-то его и надо, поощрив лакомством, взять за ошейник
и прицепить поводок. Если щенок не подходит к хозяину, наказывать его нельзя.
В это же время необходимо начать пресекать нежелательные действия щенка, например прыганье на детей
или взрослых, используя команду "Нельзя!", отданную строгим голосом, и сопровождая ее в случае неповиновения
ударом прутика или свернутой в трубку газетой. Удар газетой производит больше шума, чем боли, но действует на
щенков не плохо. Нужно добиваться безусловного и быстрого выполнения команды "Нельзя!", в частности при
попытках щенка подобрать и съесть на улице какие-либо отбросы. Вместе с тем надо помнить, что злоупотреблять
командой "Нельзя!" не следует: она должна отдаваться редко, только в крайне необходимых случаях, и выполняться
безукоризненно.
С 4-5 месяцев щенка важно приучить к команде "Сидеть!", а затем и "Лежать!", не выдерживая его на первых
порах длительное время в этих положениях.
В это же время можно начать приучать щенка к выполнению команды "Рядом!", добиваться более или менее
продолжительного движения щенка у ноги, сначала в тихом месте, а затем и в людном. Вместе с тем помните, что часть
прогулки надо водить щенка на натянутом поводке, позволяя ему тянуть вперед, так как это способствует лучшему
формирование конечностей и спины, а также укрепляет мускулатуру.
Придя с прогулки, следует вымыть и вытереть щенку лапы. Нужно помнить: собака, содержащаяся в городе,
много времени проводит на асфальте, а асфальт - канцероген. После прогулки внимательно осмотрите конечности и
живот щенка, уложив его на спину. Если так делать ежедневно, щенок привыкнет к этому, что сделает в дальнейшем
более простым лечение порезов лап и других травм. Полезно время от времени осматривать зубы щенка, приучая его
спокойно относиться к этому. В возрасте 5-6 месяцев щенка надо научить показывать зубы: для этого, усадив щенка,
возьмите его двумя руками за морду (правой - сверху, левой - снизу) и пальцами раздвиньте губы вверх и вниз. Это
пригодится на выставках, где показ зубов обязателен.
С 6 месяцев желательно приучать щенка к наморднику, ознакомить с провозом на транспорте.


Назад

Главная страница
Французский Бульдог (French Bulldog)
Объявления о продаже Щенков













Сайт управляется системой uCoz